«…Бах – завершение. От него ничего не исходит, но всё ведёт к нему». Так начинается знаменитая книга Альберта Швейцера о Бахе. Согласимся с этим лишь отчасти – трудно найти в истории музыки композитора в такой же степени как Бах повлиявший на композиторов последующих поколений.
Помимо баховской пассакалии, исполненной в романтических традициях регистровки сообразно одному из лучших органов Москвы – уникальному немецкому романтическому органу фирмы «Зауэр»( 1898), который будет звучать в концерте, - в программе «Бах в зеркале Романтизма» прозвучат произведения композиторов второй половины XIX – начала XX веков, вдохновлённые музыкой и личностью Иоганна Себастьяна Баха.
В эпоху экзальтированных чувств и апатии, войн и революций, Бах олицетворял для них образ музыканта, творчество которого обращено к Богу. Не случайно смысл хоралов, процитированных Отторино Респиги в его прелюдиях на хоралы Баха и Ференцем Листом в его вариациях на мотив из кантаты Баха «Weinen, Klagen» («Слёзы, вздохи» - произведение написано Листом на смерть дочери), заключается в утешительном евангельском «Да будет воля Твоя, а не моя».
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Пассакалия до минор BWV 582
Отторино Респиги (1879 – 1936) Прелюдия ля минор на хорал Баха «Ich hab mein Sach Gott heimgestellt»
Прелюдия си бемоль мажор на хорал Баха «In Dich Hab’ Ich Gehoffet, Herr»
Луи Вьерн (1870 – 1937) Романс и финал из Симфонии для органа № 4 соль минор соч. 32
Ференц Лист (1811 – 1886) Вариации на мотив Баха «Weinen, Klagen» («Слёзы, вздохи») фа минор
Иоганн Себастьян Бах - Шарль – Мари Видор (1844 – 1937) Финальный хор из «Страстей по Матфею» до минор
Алексей Шевченко – один из самых интересных музыкантов среди отечественных исполнителей-универсалов нового поколения. Ещё в консерваторские годы он начал активную концертную деятельность как органист, пианист и исполнитель на исторических клавишных инструментах: клавесине, молоточковом клавире, романтическом фортепиано и клавикорде. С тех пор его имя регулярно украшает афиши лучших залов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В клавирном дуэте с М.Успенской А.Шевченко выступал на крупных международных фестивалях старинной музыки - в 2003 г. «Oude Muziek» в Утрехте (Нидерланды), в 2005 г. в Шопроне (Венгрия). В 2000 г. совместно с А.Любимовым, Ю.Мартыновым, Н.Кожухарём, А.Решетиным и другими известными российскими музыкантами он участвовал в юбилейном цикле концертов Московской консерватории, посвящённых 250-летию со дня смерти И.С. Баха, в котором были исполнены все инструментальные концерты композитора. В 2005 г. дебютировал в качестве солиста с Российским национальным оркестром. В сезоне 2005-2006 выступал в концертных абонементах Алексея Любимова («От сыновей Баха до Бетховена») и Юрия Мартынова («Все симфонии Бетховена в фортепианных транскрипциях Листа»). С 2005 по 2007 годы активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой», в т.ч. принимал участие в мировой премьере оперы И.Маттезона «Борис Годунов» (Гамбург, Москва, 2007). В последние годы А.Шевченко исполнены многие сочинения целого пласта почти неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Санкт-Петербурге.