Торжественное открытие VIII Международного Рождественского фестиваля
«АДВЕНТ»
Моцарт. Все церковные сонаты
К 265-летию со дня рождения композитора
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР, орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО
Музыку Моцарта в России всегда любили и хорошо знали. Однако есть изумительные страницы, которые остаются малоизвестными. Таковы церковные сонаты Моцарта – жемчужины его юных лет, созданные для двора Зальцбургского архиепископа. Публику ждет уникальная возможность услышать в один вечер все сонаты – изысканные миниатюрные ансамбли для камерного ансамбля и органа, который Вольфганг называл «королем всех инструментов».
В июле 1772 году 16-летний Моцарт получил официальную должность концертмейстера при дворе Зальцбургского архиепископа Иеронимуса Коллоредо. Тогда же появились три первые церковные сонаты. По сути, это одночастные ансамбли для струнных и органа, предназначавшиеся для исполнений на богослужениях: короткая инструментальная пьеса заполняла паузу между чтениями посланий и Евангелия. Обычно Моцарт сам импровизировал на органе, но, если на мессе присутствовал ансамбль или оркестр, исполнялась церковная соната.
Сохранилось семнадцать пьес, созданных в этом жанре с 1772 по 1780 год. Они представляют значительную музыкальную ценность и свидетельствуют, что для молодого Моцарта не было существенной разницы между духовной и светской музыкой: сонаты отличаются легкостью, изящностью и мелодичностью. Несмотря на вынужденную краткость, форма сонат постепенно усложнялась, а роль органа от простого континуо выросла в полноценную партию солиста. И это не удивительно: Моцарт публично выступал как органист с 6 лет, играл на многих известных органах Европы и признавался, что «на мой взгляд и мой слух орган – король всех инструментов».
В программе: В. А. Моцарт
QR-коды не нужны для посещения наших концертов в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла, так как при заполняемости 50% число слушателей не превышает 500 человек.