VIII Международный Рождественский фестиваль «АДВЕНТ»
РЕНЕССАНСНЫЙ ОРКЕСТР:
Музыка на Святое Рождество и к праздникам
«Ренессанс-оркестр»
Художественный руководитель – Константин Щеников-Архаров
В составе оркестра:
Консорт блокфлейт Terza Roma
под руководством Владимира Парунцева
Екатерина Лозбенёва, Татьяна Любавская, Анна Тарасова, Александр Волков
Ансамбль тростевых инструментов Pfeyffer
под руководством Владимира Парунцева
Владимир Молодцов (ренессансная волынка, корнамуз)
Михаил Русинов (крумхорн)
Андриан Принцев (сакбут)
Консорт виол «Гамбринус»
Наталья Ацаркина, Юлия Граб, Александра Дроздова, Владимир Дроздов, Ольга Жукова
юношеский ансамбль старинной музыки Piccoli Band
под руководством Владимира Парунцева
Дмитрий Черевко (ренессансная гитара)
Юрий Посыпанов (ландскнехттроммель, перкуссия)
София Петкевич (колёсная лира)
Валери Каннт (лютня)
Константин Щеников-Архаров (лютня)
Маргарита Еськина (орган)
Ренессанс-оркестр – это содружество лучших музыкантов Москвы и Петербурга, исполняющих музыку эпохи Ренессанса. И хотя в ту эпоху музыканты объединялись в большие коллективы только в экстраординарных случаях, сегодня идея такого оркестра выглядит более чем заманчивой и дает колоссальные возможности – где еще в один вечер можно услышать столько необычных старинных инструментов и жанров?
Главная тема программы – праздничная и Рождественская музыка. Именно в такие торжественные дни в больших соборах звучали разные консорты (небольшие ансамбли), своим многозвучием создавая неповторимое настроение праздника. Еще один лейтмотив концерта – музыка из «Первой книги танцев» фламандского книгоиздателя Пьера Фалеза, изданной ровно 450 лет назад, в 1571 году. Фалез был успешным продюсером – собирал и печатал только лучшие произведения своего времени. Петербургский музыкант Владимир Молодцов изучил последний сохранившийся экземпляр книги и обнаружил, что он содержит как минимум 15 пьес, не звучавших на протяжении последних 400-450 лет. Усилиями Владимира Молодцова теперь они расшифрованы и изданы.
В составе оркестра выйдут несколько ансамблей: они будут звучать и все вместе, и по отдельности, и в разнообразных сочетаниях – в зависимости от художественных задач, которые ставит то или иное сочинение. Владимир Парунцев представит сразу несколько своих коллективов: консорт блокфлейт Terza Roma, ансамбль тростевых инструментов Pfeyffer и юношеский ансамбль старинной музыки Piccoli Band. В арсенале музыкантов целая коллекция уникальных старинных духовых инструментов – ренессансная волынка, крумхорн (инструмент, напоминающий ручку зонтика, один из древних предков гобоя), сакбут (дедушка современного тромбона), а также большое семейство блокфлейт самого разного размера.
Старинные струнные инструменты представляет консорт «Гамбринус», музыканты которого владеют разновидностями семейства виол – предков современных скрипок и виолончелей. Кроме того будут звучать ренессансная гитара, колесная лира, лютня и ренессансные ударные инструменты, в том числе средневековый барабан с труднопроизносимым названием ландскнехттроммель. И, конечно, непременным участником ренессансного оркестра станет орган.
В программе:
Жан д’Эстре (? –1576)
«Первый военный бранль»
Тильман Сузато (ок. 1510–1570)
«Танец из Хобокена»
Аноним XVI века
Павана и гальярда «Я так страдаю, так страдаю»
Джованни Пьерлуиджи Палестрина (ок. 1525–1594)
Ричеркар in primo tono
Джорджо Майнерио (ок. 1530-1540–1582)
Пассомеццо и сальтарелло
Джон Ф. Уэйд (1711–1786)
«Придите все верующие», рождественский хорал
Тильман Сузато
«Почта» и «Реприза»
Джованни Габриели (ок. 1555–1612)
Канцона primi toni
Токката
Канцона «Эхо» a 12
Аноним XVI века
«Павана стражи», «Гальярда стражи», Вольта
Самюэль Шайдт (1587–1654)
Канцона на песню «О, сосед Роланд»
Джованни Доменико Роньони Таеджио (неизв., расцвет ок. 1625)
Канцона La Biffa
Тильман Сузато
Рондо «Почему?»
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Токката и вариации на рождественскую мелодию «Puer Nobis Nascitur»
Жан д’Эстре
Сюита Шампанских Бранлей